И снова сон, лишь слегка почищенный от сюра.
И тут тоже очередь, ваза без цветов, на стене - тигр, вышитый крестиком, вместо двери - занавеска, прекрасно слышно усталый голос хозяина:
- Хочешь, женись. Отнесись философски. Если захочешь непременно выиграть, обязательно проиграешь.
В ответ ему глухое "бу-бу-бу". Это очередной посетитель жаждет мудрости на пятнадцать рублей. Снова слышен скрипучий голос:
- Посмотри на своих друзей. У тебя есть друзья? Посмотри на женатых. Если тебе нравится, как они живут, женись тоже.
Снова "бу-бу-бу".
- Конечно сейчас! Если решил жениться, женись не думая, пока молодой. Самые счастливые браки совершаются по глупости.
Сеанс окончен. Вот он, будущий жених. Выходит из-за занавески. Скулы широкие, губы тонкие, капризные, лицо как у меня. Близнец. Брат. Ненавижу братьев. Вот и моя очередь. Сколько пылищи на этой занавеске. Сидит удобно в кресле, однако, всегда думал, что мудрецы сидят только в позе лотоса на циновке. Кстати, как вообще выглядит циновка? Кашляет. Ах да, вопрос. Как к нему обращаться? Отец? Учитель? Многомудрый?
- Скажите... В чем смысл жизни?
Поморщился. Поделом мне. Не подготовился, сочиняю на ходу. Постарайся объяснить понятнее:
- Смысл жизни не вообще, а для меня лично... Вот я не хочу со всеми идти учиться в городской техникум. Не хочу бороться за место в коммуналке. Не хочу выделывать ткани и шить одежду. Не хочу решать вопрос, жениться или не жениться. Где моя цель? Есть ли она вообще?
Задумался. Вот, и что я от него жду? Старый человек. Такой, как я, но в старости. Что бы я сказал мальчишке, задавшему подобный вопрос? Иди, мальчик, играй. Но ему нужно отработать деньги. Создать видимость мудрости. Вот, прочистил горло. Сейчас скажет. Что-то значительное и малопонятное.
Старик кашлянул, и изрек:
- Твой путь - познать звук хлопка одной ладони.
Обидно. Обидно было не за потерянные деньги, а за то, что старик считал его невеждой. Никогда не слышавшего про дзен. Ваня даже специально перечитал этот коан. Хлопок одной ладони? Тишина? Буддистские высокопарные бредни. Блуждание ума. Старик может быть доволен, именно такой и будет его жизнь, как у всех, пустым звуком. Ваня постарался забыть этот эпизод, тем более, что старик вскоре уехал из города. Но в техникум Ваня так и не поступил - началась война.
И на войне Иван внезапно вспомнил слова старика! И услышал звук хлопка одной ладони! Одной ладонью можно очень даже прилично хлопнуть, если есть верный друг, со своей ладонью. Николай тоже был снайпером. Они всегда ходили на задание вместе. Не раз им приходилось вырываться из окружения, и вести бой спина к спине. Их общий счет перевалил за сотню. Ваня и Коля были словно зеркальными отражениями, идеально дополнявшими друг друга. Белопольный слон и чернопольный слон. Вместе они были непобедимы. Вот что имел в виду старый мудрец!
И первое, о чем он подумал, очнувшись: - Коля! Где Коля! Боль пока не чувствовалась, но в голове словно работал механический молот. Вокуг бегали санитары. Превозмогая боль, Ваня повернул голову, и увидел знакомый комбинезон. На соседних носилках лежал Коля. Ноги вывернуты под неестественным углом. Ваня поднял глаза, туда, где должно было быть лицо друга, и закричал, впервые за всю войну. Вернее, завыл. Проходящий мимо врач обернулся на его крик, бегло осмотрел и покачал головой:
- Этого немедленно на ампутацию.
На краю огромного поля стоял Иван Григорьевич, главный агроном. Один рукав его рубашки был пустым, его трепал степной ветер. На уцелевшей ладони лежала коробочка хлопчатника, он гладил её большим пальцем. Из глаз катились слёзы. Не хлопкА. ХлОпка. Звук хлопка на одной ладони.
No comments:
Post a Comment