Сопровождающие гуманитарку в зону АТО обязаны проходить инструктаж Генштаба. Инструктаж грамотный и интересный, честно, я был о них худшего мнения. За пару часов офицер разобрал с нами массу ситуаций, которые могут встретиться в пути, включая общение с местными ДАИ. Многие вещи я узнал впервые, в частности, если нашу машину будут обстреливать из стрелкового оружия, безопаснее оставаться в машине и пытаться выехать из зоны обстрела. В случае же обстрела из тяжелого вооружения, необходимо быстро покинуть автомобиль и искать укрытие на местности. В случае захвата в заложники, как рассказал офицер, лучше придерживаться золотой середины. Не стоит пытаться воздействовать на террористов упоминанием связей на высоком уровне - этим можно только поднять сумму выкупа. Но и не стоит чрезмерно сбивать себе цену - в этом случае исход может быть тоже печальным. Удивило, что, кроме выкупа, другие варианты освобождения даже не рассматривались.
Руководителем группы назначили того самого священника. Ему нужно было выбрать заместителя, который будет ехать в замыкающей машине, и примет на себя руководство в случае непреднамеренного разделения группы. Священник предложил мою кандидатуру, ссылаясь на моё знакомство с Афганистаном, Ливией, и прочими горячими точками. Меня никто как следует не знал, поэтому это предложение было поддержано единогласно.
Сказать, что после инструктажа мы были в некотором мандраже, было бы сильным преуменьшением. Лично у меня перед глазами стояла картинка, как нас после въезда в зону сначала обстреляют со стрелкового оружия, потом с тяжелого, а в конце захватят в заложники. Один из ребят отказался ехать. Близкие смотрели на меня, как на смертника, хотя про инструктаж я им не обмолвился.
Я захватил с собой два броника из тех, что мы купили ребятам-призывникам из нашего дома, но еще не успели передать. За сборами время до отъезда прошло незаметно. В общем, аналогично тому, что было с нами на Майдане. Страшно, ужасно страшно, пока сидишь дома, читаешь новости и придумываешь страшилки. Когда решаешься выйти из дому и действовать, страхи пропадают, начинаешь спокойно работать по составленному плану. Также как и на Майдан, я взял с собой только самый необходимый минимум вещей и паспорт.
Нас было девять человек на трёх микроавтобусах. Первый принадлежал немолодому киевлянину, он же и был за рулём. Второй принадлежал директору производства в Черкассах, который с самого начала всеми силами помогал Майдану и армии. За рулём третьего бусика был монах, так как хозяин бусика предоставил транспорт в наше распоряжение, но сам ехать отказался. Мы везли с собой 7 тонн самого разнообразного груза - консервы, крупы, муку, масло, медикаменты, детские игрушки, средства гигиены и т.д. и т.п., собранные волонтёрами в супермаркетах Киева.
В пути нас ожидал неприятный сюрприз - на участке Харьков-Изюм всем начали звонить знакомые и сотрудники - нас показали по Интеру. Да, при отъезде из Лавры нас снимала камера, а у некоторых даже взяли интервью, но я был уверен, что это внутрицерковная хроника. А теперь нас ославили на всю Украину, и я сразу представил себе отряд сепаратистов, который выдвигается в сторону трассы на перехват в надежде на вкусняшки и лёгкую добычу. Но страхи оказались напрасными - доехали мы без приключений. Потом, в Киеве я посмотрел этот сюжет. Из всего чёткого и бравого, что я сказал на камеру, в эфир попал только вопрос репортёрши: "Страшно?", и мой испуганный писк: "Да!". Позор на всю страну.
В Славянске больших разрушений не увидели. На привокзальной площади видели ларёк, разрушенный прямым попаданием мины (продавец отлучилась на минутку и осталась жива). На одной из улиц снаряд разрушил наружную стену одной из квартир пятиэтажки. Много разбитых стёкол, есть поваленные столбы. В городе много окопов и бетонных укреплений. Есть много фото, но выкладывать в интернет даже не просите. В Славянске нет ощущения нехватки еды, магазины открыты, цены нормальные, очередей нет. Мне показалось, что в Славянске значительная часть пришедших за продуктами - это бомжи, цигане и прочие маргиналы.
Очень пострадала Николаевка (село рядом со Славянском). В частном секторе много разрушеных домов. Снаряд попал в пятиэтажку и перекрытия рухнули на ширине двух квартир. Завалы до сих пор не разобраны, под ними люди. Местный священник сказал, что похоронили много неизвестных тел, говорит, давно перестали считать. Где находят, там и хоронят. Но местных жителей, которых он знает лично, он похоронил более 80 человек. Гробы давно закончились, тела заворачивают в одеяло и закапывают. В Николаевку давно не завозили продукты, и наша помощь пришлась очень кстати.
Видели машину с сепаратистами. Когда вечером мы с Виталиком бегали за очередной бутылкой коньяка, к магазину подъехала иномарка с номерами, обмотаными полиэтиленовыми пакетами, с сепаратистской наклейкой на заднем стекле. Два жирных тела в камуфляже, не выходя из машины спрашивали у местных, как проехать на Краматорск (в тот день Краматорск был еще в руках противника). В фильме мы с Виталиком обязательно бы их задержали, передали руководителю и узнали ценные сведения. Но мы просто дождались, пока они уедут. Вы обратили внимание? По легенде, это местные. Но на местности они не ориентируются абсолютно.
Говорил с людьми. Ожидал, что симпатии большинства населения будут на стороне сепаратистов. Но был приятно удивлён, распределение симпатий примерно такое, как в Киеве. Т.е. немного за одних, немного за других, а большинство просто за мирную жизнь. Но это всего лишь моё впечатление, а пробыли мы там всего два дня.
Местные священники УПЦ МП - это ужас. Они сознательно накаляют обстановку. Даже киевские священники того же УПЦ МП были в шоке от увиденного. Потом они пытались сгладить впечатление, говорили, что в Славянске многие находятся под влиянием пропаганды, но я в это не верю. Впечатление, что местные попы - спецагенты, которые выполняют приказ из России. Уточнение по просьбе
Все без исключения обижены на нацгвардию. Незнание и несоблюдение уставов, задиристость, наличие тяжелого оружия и неумение с ним обращаться. У меня же сложилось впечатление, что в нацгвардии просто есть небольшой процент сорвиголов, которые дискредитируют всю организацию, т.к. обо всех судят по худшим.
Вообще я рад, что съездил. Помимо ощущения, что в потоке помощи на восток есть и моя лепта, рад, что поговорил с людьми, лично убедился, что помощь попала по назначению, и лично убедился в отсутствии в зоне АТО всех этих ужастиков, о которых любят врать российские СМИ. Бронежилеты мы ни разу не надевали - так они и пролежали на заднем сидении всю дорогу. На обратном пути на заправках знакомились с ребятами, которые тоже возят гуманитарку: - Вы тоже оттуда? - Да. Оттуда.
Я не смельчак. Свою гражданскую позицию я озвучивал неоднократно. Я офицер запаса, у меня два маленьких ребёнка, в добровольцы не пойду. В военкомате был по повестке, там проверили данные, записали мобильный, похвалили, сказали ждать звонка или всеобщей мобилизации. Все мы надеемся, что полномасштабной войны не будет. Но если будет объявлена мобилизация и цвет нации отправят на погибель, я пойду со всеми на погибель. Потому что давал присягу. И потому что считаю себя цветом нации.
Слава Украине!
No comments:
Post a Comment